Галерея
Поиск по сайту...
Вход на сайт
Сейчас на сайте
Сейчас 12 гостей онлайн«Неизвестный портрет» -- впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера |
13.01.2015 03:00 | |||
Автор: Любовь ПАВЛОВА Фото Натальи Алейниковой и Ирины Шепелевич | 12.01.2015. «Брестский курьер» (http://www.bk-brest.by/ru/271/culture/10518/) Никого не оставляют равнодушными звуки известного Полонеза Огинского, даже если слушатели ничего не знают о самом композиторе или о том, что этот полонез назван автором «Прощание с Родиной». Проникновенная музыка без слов, на своем небесном языке доносит до сердца искреннюю, глубокую любовь и светлую, щемящую грусть... Естественно, что у почитателей музыки и композитора Огинского большой интерес вызвала опера наших земляков-современников на белорусском языке «Невядомы партрэт», посвященная самому польскому композитору и деятелю, чье 250-летие приходится на 2015 год. Еще в декабре 2013-го в городе Молодечно, в музыкальном колледже им. Михала Клеофаса Огинского – настоящего культурного центра, вокруг которого образовался Молодежный музыкальный театр, провели премьеру оперы «Неизвестный портрет», поставленной объединенными силами молодеченцев. Музыку оперы написал композитор Олег Залетнев, либретто – Сергей Макарей, он же стал режиссером-постановщиком спектакля. А дирижерская палочка Заслуженного деятеля культуры Беларуси Григория Сороки, директора Молодеченского музучилища, управляла музыкальным действом на всех стадиях: и подготовительной, и премьерной, и на показе оперы в Бресте в рамках 27-го Международного фестиваля классической музыки 10 января. Можно смело говорить, что такого полномасштабного оперного зрелища в городе над Бугом не видели столетие. (Есть свидетельства, что перед Первой мировой войной в Бресте гастролировали оперные труппы, в разные времена ставились и любительские оперные спектакли, например, «Евгений Онегин» силами Русской гимназии перед Второй мировой войной). Разумеется, в наши времена на брестских сценах не раз проходили концертные выступления оперных артистов. И даже не так давно в День города в БАТД прозвучала камерная опера Сергея Кортеса «Бирюк» -- в присутствии автора в зале. Однако на «Январских музыкальных вечерах» брестчане услышали, повторюсь, полномасштабную оперу с большим симфоническим оркестром, солистами и хором, танцевальными сценами, в которых так хороша была молодежь. Действие на сцене происходило на фоне замечательного белорусского пейзажа, подобного литографиям Наполеона Орды – в усадьбе Залесье князя Огинского (это на земле нынешнего Сморгонского района). Коротко напомним биографию князя Михала Клеофаса Огинского,сына и внука Трокских воевод .Его дядя Михал Казимир Огинский был великим гетманом литовским – и большим любителем искусств. Он сам играл на нескольких инструментах, сочинял музыку, в его резиденции в Слониме действовал свой театр (как у Радзивиллов в Несвиже). Вот туда часто приезжал Михал Клеофас Огинский, который получил хорошее музыкальное образование, играл на фортепиано и скрипке. Хотя главной деятельностью молодого князя стала дипломатия: как посол Речи Посполитой он работал в Голландии, Великобритании. Далее служил казначеем ВКЛ. А параллельно не оставлял музыкальных экзерсисов, как композитор-любитель сочинял песни, марши, полонезы. В 1794 году М.К. Огинский вместе с Т.Б.Костюшко участвовал в восстании за независимость Речи Посполитой. Поражение в основном шляхетского освободительного движения заставило князя Огинского эмигрировать в Турцию, затем во Францию. После амнистии в 1802 году он вернулся в Россию, в имение Залесье, где построил усадьбу и заложил парк. В 1810 году князь переехал в Санкт-Петербург, где был назначен сенатором, стал приближенной особой императора Александра I. В этом статусе он пытался продвинуть проект создания ВКЛ в составе Российской империи, что не удалось. В 1817 году М.К.Огинский поселился в Вильно, а затем по состоянию здоровья получил разрешение на выезд в Италию. Там прожил десяток лет и умер во Флоренции. Как дипломат и общественный деятель князь Огинский встречался и с Августом Понятовским, и с Талейраном, и с Наполеоном. Все перипетии его богатой на драматичность судьбы обыгрываются в опере «Неизвестный портрет», но там одновременно развиваются сюжетные линии личных отношений князя. Действие происходит, как уже говорилсь, в имении Залесье, когда основные события в жизни Михала Огинского уже произошли, и князь, подобно его блистательному знакомцу Наполеону Бонапарту, находится в ореоле былой славы -- и в томлении от несбывшихся надежд. Торжественно звучит хоровое «Виват Михал!» и ария-приветствие князя родному краю и гостям его усадьбы. На балу так уместны танцы, в которых с явным удовольствием кружатся молодые, особенно хорош общий парадный полонез, тема которого не раз звучит далее в развитии действия. Перед зрителями проходят герои оперы, звучат их арии и дуэты – и нам становятся понятны племянник князя Юзеф (А.Матюшонок), супруга Мария (Е.Бабич), художник Ян Шиманьский (М Карпиевич), который приехал писать портрет сенатора. Но главное внимание держит он сам -- хозяин бала Михал Огинский (Андрей Савченко). И в выразительных ариях-размышлениях о музыке, что есть «гармонiя зямлi, гармонiя нябесаў», и в вопросе-признании «Цi я кахаць гатовы?» Это по отношении к итальянской певице Катрине Бони (Н.Шибко), которую как сюрприз представляют гостям –«цудоўная спявачка з гарачай паўдневай крывей». Очень милой, с хорошими вокальными данными, ей, на наш взгляд, как раз недостает южного темперамента. Вокалистка более органична в лирических сценах, в романсе-дуэте с Михалом, в дуэте с Юзефом. Кстати, его теноровая партия дает характер в развитии, в нарастании чувства, которому веришь. Достоверно в музыкальном плане доносит до нас свое смятение и художник. Драматичные любовные отношения и внутренний диссонанс главного героя—«Дзе ты, мая Радзiма, \\ З кiм ты, мая Айчына?» -- разрешает приезд фельдъегеря из Петербурга – с повелением доставить певицу-итальянку в столицу и с разрешением на выезд князю Огинскому за границу. (В этой связи мне вспомнился великий поэт Пушкин, который мечтал хотя бы раз побывать в Италии, за границей, где тогда обязательно дышали воздухом искусства художники всех родов и стран. Его ни разу не выпустили власти из поля зрения – больше доверяли иным…) Брестчане аплодисментами горячо благодарили создателей оперы «Неизвестный портрет» и молодеченских артистов за большой творческий труд. Заслуженный деятель искусств РБ Лилия Батырева, основатель и художественный руководитель «Январских музыкальных вечеров», вручала им дипломы участников фестиваля, именные календари и другие подарки – в первую очередь приехавшим на фестиваль композитору Олегу Залетневу, либретисту и режиссеру Сергею Макарею, дирижеру и музыкальному руководителю оперного проекта Григорию Сороке, Заслуженному деятелю культуры Беларуси. Последний в своем ответном спиче поблагодарил дирижера и художественного руководителя брестского симфонического оркестра Александра Сосновского, своего друга, который первоначально предложил привезти новый оперный спектакль на фестиваль в Брест. Г.Сорока выразил восхищение «Январскими музыкальными вечерами», которые в 27-й раз проводят в городе над Бугом, его бессменной вдохновительнице и организатору Лилии Батыревой. Григорий Сорока поделился радостью, что оперу «Неизвестный портрет» не только поставили и записали на диск, но и издали ее партитуру. Продемонстрировав издание, он тут же подарил его дирижеру Александру Сосновскому. И отметил достойную поддержку брендового фестиваля классической музыки брестскими властями. Не зря Бресту придано звание культурной столицы Беларуси --2015. Гость отметил, что аудитория областного города воспитана на симфонической музыке, это редкость для нашей республики. Дипломов и подарков удостоились молодеченские артисты-солисты, правда, не всем достались фирменные шоколадки, о чем громогласно выразил сожаление из зрительного зала один из зрителей – ну очень известный и любимый Народный артист России Владислав Пьявко. Как приятно, чтоучастники приезжают на наш фестиваль не только, чтобы выступить, но и послушать и оценить других, разделить радость рождественских Святок. По звучной протекции «звездного» тенора России Григорию Сороке пришлось подарить еще одну партитуру оперы – свой рабочий экземпляр – заинтересованной представительнице Польши. А дальше вне зала продолжилось неформальное общение музыкантов -- лучших посланцев народной дипломатии разных стран.
|